24 февраля 2022 года в 5 утра, без объявления войны, россия напала на Украину.

Они пришли "освобождать народ от нацистов и националистов".
С этого момента наша жизнь изменилась на "до" и "после".
Нас освобождают от наших домов, от наших любимых, от наших родителей и от наших детей....
Тут я не буду никого агитировать или переубеждать, разумный человек найдёт всю информацию
в интернете, а для зомби никакие доводы и факты не послужат аргументом.

Я не умею много писать, да и без мата тут сложно что-то написать.
Поэтому выражу все мои чувства одним фото.

«Спасибо дедушка путин за счастливое детство и мое освобождение». ©

Дополню словами уважаемого человека, широко известного в узких кругах:
тут путин не виноват, не он нажал на кнопку сброса,
- виноват пилот, который нажал на кнопку сброса, мог промахнуться. виноваты жена/мать/брат/друг пилота, которые не позвонили ему, и не сказали "нет войне",
- виноват тот, кто отдал приказ, и виноваты его жена/мать/брат/друг,
- виноват тот, кто цеплял бомбу, потому что он мог её обезвредить, "ну бывает, не сработала",
- виноват кладовщик, виноват водитель, который перевозил эту бомбу. виноваты жена...и т.д., потому что не позвонили и не сказали "нет войне, не вези бомбы",
- виноваты все журналисты оркостана, потому что они врут,
- виноваты недограждане, потому что не сказали журналистам "не врите",
- виноваты все... все 160 миллионов,
- а те 2, 3, 5 тысяч, которые вышли, и которых запаковали, это даже не десятая процента, это погрешность... случайно оказавшиеся в мордоре люди. ©

PS: За несколько часов до вторжения был атакован и взломан крупный интернет хостинг в Киеве, где и размещался мой сайт. Только 16 марта отважным админам удалось частично восстановить работу хостинга. Далеко не все сайты выжили, т.к. были повреждены даже бэкапы.
Нет, нет, я не жалуюсь, нет. В цифровом мире нет ничего ценного, материального...


Due to periodic DDoS attacks, the forum may not be available.

Универсальный датчик света для авто и не только

Здесь только проекты на ATtiny
Post Reply
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

Доброй ночи неспящим форумчанам,
Принимайте очередную поделку. Благо, карантин :-)


Лет 5 назад хотел поставить датчик света (далее ДС), искал готовое решение, но не нашел.
Требование было таким:
  • задавать порог кнопкой. Именно кнопкой! Это дает возможность оперативно перенастраивать порог, без всяких подстроечных резисторов;
  • гистерезис и фильтрация световых помех;
  • презентабельный компактный корпус — это тоже оочень важно! Т.к. проект задумывался как коммерческий с минимальными затратами на корпуса всякие;
  • все должно быть в одном корпусе (датчик света, плата управления, кнопка) — это принципиально, т.к. будет крепиться на лобовуху скотчем 3М;
  • подключаться штатной проводке или непосредственно к управляющим реле в моторном отсеке.
Хотелок было немного, но важные для меня. Ничего такого не нашлось и стал создавать самому.
Было очень много ревизий и прошивок, и схем - и каждая из них с разными косяками. В голове алгоритм был, витали куски кода, но все собрать воедино как-то не получалось.

И в одно прекрасное утро всё сложилось:
  • ультракомпактный размер;
  • плата управления и кнопка размещены в одном корпусе;
  • подключается параллельно штатной проводке (управляет штатным выключателем);
  • имеется возможность подключать непосредственно к штатным реле габаритов и ближнего света фар;
  • 2 независимых выходных канала;
  • имеет программную фильтрацию помех и гистерезис - вот тут пришлось попотеть!
a0.jpg


Используется:
  • attiny85;
  • сдвоенный Н-канальный мосфет в корпусе soic8;
  • кнопка с интегрированным LED;
  • фоторезистор;
  • пр.обвязка;
О кнопке и LED:
  • установка порога включения - зажимаем кнопку и удерживаем в теч.2сек, пока LED не мигнет 1 раз. Затем отпускаем и все, уровень освещенности сохранен в EEPROM;
  • LED мигает (авто режим) - режим работы/измерения уровня освещенности;
  • LED потух (авто режим) - область гистерезиса. Это значит совсем скоро свет включится --> Внутри МК идут нешуточные воины :-) - гистерезис и фильтрация. Как только будет время, добавлю визуализацию в виде частого мигания оного;
  • LED горит постоянно - свет включился, выходные каналы активны;
  • принудительное включение/выключение света (Ручной режим) - короткое нажатие включает/выключает независимо от уровня освещенности. Этот режим также сопровождается включением/выключением LED.
Внимание!
  • 1. Состояние нагрузок в Ручном режиме не сохраняется в EEPROM.
    2. Реакция включения/выключения - 2сек.
    3. Чаще всего штатный выключатель габаритов и ближнего света (БС) управляются минусом. Цепляем выходы мосфетов параллельно штатному выключателю.
    4. Есть модели, где габариты и БС управляются слаботочным плюсом. В таком случае, подключаем выходы мосфетов к управляющим штатным реле. Они чаще всего управляются минусом.
А теперь фотки и кино на примере Ниссан Тиида.
a4.jpg



Кстати, если мне не изменяет память, на Тииде габариты и дальний свет управляется слаботочным плюсом (АЦП), а вот ближний и ПТФ - слаботочным минусом.
Зачем производители так сделали, не понял. Логичней было бы габариты и ближний посадить на "плюс" или на минус. Ай да ладно. На их совесть.
Цепляли к штатным реле в моторном отсеке. Они управляются слаботочным минусом. Чаще всего встречается именно такой расклад. Редкие случаи, - Судзуки и Тойоты нач.2000ых.
На Тииде ставили прошлой весной. Полет нормальный.

А вот то же самое в детской. Запитал LED-подсветку.
Кстати, для умощнения выходные каскады можно запараллелить.

Image

Качаем отсюда
LightSensor.zip
шПротеус, прошивка
(36.38 KiB) Downloaded 881 times
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 4015
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by hardlock »

Конструкция получилась очень интересная, но есть несколько вопросов.
Для наглядности приведу схему из архива:
lightSensor (T85).png
1) Какой датчик (фоторезистор) применён?
2) Активный выход - "1"?
3) Какие транзисторы на выходах?
4) Задаётся только один уровень освещённости и включается одновременно габариты и БС или по очереди по мере затемнения? НО тогда получается нужно раздельно задавать уровни для габаритов и БС или они как-то вычисляются (заданы жёстко)?.

Ну и чисто по схеме - на выходе "статус" не хватает токоограничивающего резистора для светодиода.

Теперь по самой конструкции. Судя по видео, индикатор Статуса всё время моргает, причём довольно ярко. А при активации (темно стало), так и вовсе горит постоянно.... Не напрягает? Может можно сделать чтобы он моргал при определённых событиях. Например, сохранение настроек, активация (однократно), деактивация (пару раз) - это вся для примера, не обязательно именно так.

Ну и почему заинтересовался - делаю нечто похожее, но нужно 3 выхода, т.е. три уровня.
1) включение габаритов.
2) включение света
3) когда уже почти совсем темно - снижение яркости БК и часов.

Вероятно буду делать на ардуине - просто валяется несколько штук, а делать плату - лениво. Датчик света уже встроен в торпедо - в корпусе оригинального датчика освещённости.
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

Приветствую, hardlock

ПУНКТ №1
Фоторезистор самый обычный LDR5528. Можно любой аналогичный в smd1206 исполнении. Если ставить фотодиод, то без ОУ не обойтись.
[LDR5528]
[LDR5528]
ПУНКТ №2
Да, активный выход с МК логическая "1". Это видно из Протеуса. А вот управление на выходе полевиков (-)минус.

ПУНКТ №3
На выходе сдвоенный N-канальный полевик IRF7313 (когда активно - лог."0"). Но никто не запрещает ставить хоть биполярники, хоть ULN'ки и управлять ими реле.
Последовательно стоят диоды для защиты от обратного напряжения, т.к. на некоторых штатных выключателях, если он не включен, бывает что присутствует (+)плюс.
Если цеплять эти мосфеты напрямую к релюшкам, параллельно обмоткам реле защитные диоды ставить не нужно. Во первых, они там уже есть; во вторых - токи у этих мосфетов серьезные для своих размеров.

ПУНКТ №4
Абсолютно верно. Один порог включает одновременно и габаритные огни (далее ГО), и БС. Она запараллелены в прошивке, но разведены в схеме и П/П. Никаких вычислений в прошивке не происходит, кроме фильтрации помех и гистерезиса.
Хотя, когда только начинал проектировать (лет 5 назад, если не больше) планировалось внедрить раздельную установку порога включения для ГО и БС. Даже сделал пару прошивок.
Потом сделал другую прошивку - установка порога только ГО, а БС включался после вычислений внутри прошивки. Затем понаблюдал, как работает датчик света в целом на японках и корейках - и там раздельного управления не узрел. Потому и не стал заморачиваться, хотя в схеме и на печатке раздельная разводка присутствует.

Касаемо схемы в Протеусе
Схему в Протеусе Я сильно урезал, чтобы симуляция (тайминги, АЦП, работа с памятью) была без тормозов.
Резистор для Status LED, обвязка полевиков и т.д. - все это, разумеется, есть и в полной схеме, и в разводке П/П.
[полная схема]
[полная схема]
Мигание в дежурном режиме - это пережиток предыдущих ревизий прошивок. Там были разные частоты мигания и я их использовал для отладки.
Один из режимов мигания (раз в 2сек.) я так и оставил в этой версии, да бы знать, что сенсор работает.

Согласен, на видеоролике он сильно яркий, а в сумерках и глубоким вечером сильно отвлекает от вождения. Разумеется, после тест-драйва я поднял токоограничивающий резистор до 2,2кОм.
Кстати, заместо голубого лучше использовать зеленую кнопку + 1 кОм - глазу приятно и не слепит. Номинал резисторов подбирал экспериментальным путем в зависимости от цвета LED.
На видео ролике запись годичной давности там даже печатка с багом. Монтировать новый ролик не стал (некогда), т.к. имеющийся дает общее представление, как это устроено и работает.

Касаемо вашего варианта, я бы так не углублялся. Потому как прошел через все это. По наблюдал работу датчиков на иномарках и пришел к выводу, что это лишнее :-)
Кроме того, димминг подсветки БК и часиков обычно подключены к ГО и зачастую эта фишка идет штатно. Имеет ли смысл управлять диммингом часов и БК отдельно от головно света?
Выбор, конечно, за вами :-)
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 4015
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by hardlock »

Спасибо за развёрнутый ответ!
Никогда не думал что фоторезистор с Алиэкспресс - это LDR5528... ну никогда не видел у них маркировки.
ma35tr0 wrote:Касаемо вашего варианта, я бы так не углублялся. Потому как прошел через все это. По наблюдал работу датчиков на иномарках и пришел к выводу, что это лишнее
Кроме того, димминг подсветки БК и часиков обычно подключены к ГО и зачастую эта фишка идет штатно. Имеет ли смысл управлять диммингом часов и БК отдельно от головно света?
Ну так уж получилось, что я оторвал подсветку БК и часов именно ради того, чтобы они не притухали при включении габаритов и света по нескольким причинам:
1) иногда (на трассе или в другой ситуации) я принудительно включаю БС = часы не видно.
2) довольно часто в городе, в пасмурную погоду или наоборот при ярком солнце на горизонте, я тоже включаю БС = опять часов не видно, т.к. светло.
3) ну и т.д.
поэтому часы и БК решил приглушать автоматически при наступлении темноты - вобще отдельным устройством.
По поводу того, чтобы включать ГО и БС одновременно - надо подумать, может так и сделаю для автоматического режима, при этом останется "ручной режим" - по отдельности.

ЗЫ: а может сделаю 2 дэвайса на тиньках - один для ГО + БС, другой для часов и БК.

Кстати, 45й тини не хватит?
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

hardlock wrote:Спасибо за развёрнутый ответ!
поэтому часы и БК решил приглушать автоматически при наступлении темноты - вобще отдельным устройством.
По поводу того, чтобы включать ГО и БС одновременно - надо подумать, может так и сделаю для автоматического режима, при этом останется "ручной режим" - по отдельности.
Теперь понятно ))
Касательно ручного режима - он также предусмотрен в моей прошивке (включается коротким нажатием) + всегда есть штатный выключатель, которым также можно включить только ГО.
С включенными только ГО я не езжу, ибо смысла не вижу. У меня днём ДХО, вечером - ГО+БС.
Кстати, 45й тини не хватит?
Думаю хватит. Просто у меня в наличии только Т13 и Т85.
Сначала писал прошивку для Т13. Тупо включать и выключать свет по сумеркам хватало.
А вот для динамического опроса АЦП + операции с фильтрацией - тут уже Т13 не хватило. Перешел на Т85.
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 4015
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by hardlock »

ma35tr0 wrote:С включенными только ГО я не езжу, ибо смысла не вижу. У меня днём ДХО, вечером - ГО+БС.
у меня ДХО выключаются только при включении БС, если включить только ГО - ДХО продолжают работать.

Добавлено спустя 17 часов 8 минут 22 секунды:
ma35tr0 wrote:Касательно ручного режима - он также предусмотрен в моей прошивке (включается коротким нажатием) + всегда есть штатный выключатель, которым также можно включить только ГО.
забыл добавить. У меня планируется скрытая установка, без всяких дополнительных кнопок. Управление режимами работы и настройками - через штатный переключатель света....
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

Добрый день. А подскажите что за кнопки такие совмещенные со светодиодом?
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

konog wrote:Добрый день. А подскажите что за кнопки такие совмещенные со светодиодом?
И вам доброго дня,
Брал на Алике:
https://www.aliexpress.com/item/4000059649674.html
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

Добрый день, а печаткой можете поделится? За светики спасибо
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

konog wrote:Добрый день, а печаткой можете поделится? За светики спасибо
Добрый вечер,
Плата очень маленькая, 2-сторонняя с переходными отверстиями 0.3mm
Если вас это не пугает, то на днях выложу.
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

Вообще не пугает
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 4015
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by hardlock »

китайцев точно не спугает )))
а я пока не добрался до своего датчика света... лето...
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

Печатка в диптрейс
lightSensor (diptrace).zip
Печатка
(26.61 KiB) Downloaded 796 times
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

ma35tr0 wrote:Печатка в диптрейс
lightSensor (diptrace).zip
Спасибо
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

Добрый вечер. Подскажите прошивку заливаю все отлично, а когда шью фьюзы то после их не могу прочитать микруху. Фьюзы я так понимаю что по дефолту? Так запорол уже 3 микрухи
Attachments
ФМК.jpg
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

konog wrote:Добрый вечер. Подскажите прошивку заливаю все отлично, а когда шью фьюзы то после их не могу прочитать микруху. Фьюзы я так понимаю что по дефолту? Так запорол уже 3 микрухи
Добрый день,
Фьюзы по умолчанию, с делителем на 8. Остальное не трогаем.
Первое, что Я заметил, вы "запороли" МК, установив локбайт в 3F. А должно быть FF (т.е. чисто; незалочен).
Это поправимо Фьюзбит-доктором или полным стиранием МК.

Касательно установки остальных битов (галочек) - вот посмотрите на англоязычный фьюз-бит калькулятор https://www.engbedded.com/fusecalc/
Там написано, что установленная галочка - это значит, что фьюз запрограммирован, т.е. установлен "0".
Я шью SinaProg-ом и в моем случае поставить галку - это установить в "0". Таким образом карта фьюзов совпадает с картой SinaProg.
Возможно у Аврдуд биты ставятся инверсно.
Уточните этот момент. Это частые грабли в установке битов МК.
konog
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 06 Oct 2016 09:14

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by konog »

Добрый день. Какой SMD фоторезистор вы используете?
User avatar
ma35tr0
Живу тут
Posts: 165
Joined: 02 Dec 2010 12:12
Location: Город ветров, Страна огней
Contact:

Re: Универсальный датчик света для авто и не только

Post by ma35tr0 »

konog wrote:Добрый день. Какой SMD фоторезистор вы используете?
Добрый вечер,
Я использую ДИП-фоторезистор.
Тот что на фото - без маркировки да и не помню уже, откуда выдрал.
Погуглите "смд фоторезистор"
Post Reply