24 февраля 2022 года в 5 утра, без объявления войны, россия напала на Украину.

Они пришли "освобождать народ от нацистов и националистов".
С этого момента наша жизнь изменилась на "до" и "после".
Нас освобождают от наших домов, от наших любимых, от наших родителей и от наших детей....
Тут я не буду никого агитировать или переубеждать, разумный человек найдёт всю информацию
в интернете, а для зомби никакие доводы и факты не послужат аргументом.

Я не умею много писать, да и без мата тут сложно что-то написать.
Поэтому выражу все мои чувства одним фото.

«Спасибо дедушка путин за счастливое детство и мое освобождение». ©

Дополню словами уважаемого человека, широко известного в узких кругах:
тут путин не виноват, не он нажал на кнопку сброса,
- виноват пилот, который нажал на кнопку сброса, мог промахнуться. виноваты жена/мать/брат/друг пилота, которые не позвонили ему, и не сказали "нет войне",
- виноват тот, кто отдал приказ, и виноваты его жена/мать/брат/друг,
- виноват тот, кто цеплял бомбу, потому что он мог её обезвредить, "ну бывает, не сработала",
- виноват кладовщик, виноват водитель, который перевозил эту бомбу. виноваты жена...и т.д., потому что не позвонили и не сказали "нет войне, не вези бомбы",
- виноваты все журналисты оркостана, потому что они врут,
- виноваты недограждане, потому что не сказали журналистам "не врите",
- виноваты все... все 160 миллионов,
- а те 2, 3, 5 тысяч, которые вышли, и которых запаковали, это даже не десятая процента, это погрешность... случайно оказавшиеся в мордоре люди. ©

PS: За несколько часов до вторжения был атакован и взломан крупный интернет хостинг в Киеве, где и размещался мой сайт. Только 16 марта отважным админам удалось частично восстановить работу хостинга. Далеко не все сайты выжили, т.к. были повреждены даже бэкапы.
Нет, нет, я не жалуюсь, нет. В цифровом мире нет ничего ценного, материального...


Due to periodic DDoS attacks, the forum may not be available.

Страдания по пленочному фоторезисту

Обсуждение радиолюбительских технологий. Пайка, платы, слесарка...
Post Reply
Fedostas
Пробегал мимо
Posts: 22
Joined: 25 Nov 2010 20:37

Страдания по пленочному фоторезисту

Post by Fedostas »

Ну вот и наступили тяжелые времена.... Тонер для лазерного принтера в последнее время стал мягко говоря "серый" .Про радикально черный цвет можно забывать - сереньким печатает и к тому же не особо плотно. вообшем не ЛУТ а одно расстройство.

И начал я поиск альтернатив. Еще летом был освоен аэрозольный позитивный фоторезист - все здорово но ЗАПАХ :pardon:
А сегодня на дворе зима - дома не попшикаеш - из дома выгонят.

Итак был приобретен пленочный фоторезист.
Было проштудированно несколько форумов.Ознакомился с сухими и мокрыми методами накатки и прочими тонкостями премудростями.(включаю оригинальную инструкцию). Прдолбавшись с утра до 18.00 вечера результат достигнут небыл - то пузыри то дорожки тонкие при проявлении оваливаются то фоторезист с лавсановой пленкой от платы оторвется.... ]:->

Итак ПОЛУЧИЛОСь!!!

Действуем следующим образом:

1) подготовка платы.
Шкурить НЕЛЬЗЯ!!! берем ПЕМОЛЮКС СОДА ЭФФЕКТ и губку для мытья посуды и трем порядка 2-х минут .Поверхность очистится и станет ровной и матовой.

2) Берем тазик и наливаем ХОЛОДНУЮ (ВАЖНО!!!) воду в которую кидаем нашу платку фольгой вверх.
Отрезаем кусок фоторезиста - поддеваем уголок защитного полиэтилена (он матовый) и аккуратно укладываем на поверхность воды продолжая снимать защитный полиэтилен. После этого топим фоторезист и совмещаем его с заготовкой. ХОЛДНАЯ Вода дает полную НЕЛИПКОСТЬ фоторезиста -совместить проблем не составит.

3) берем плату за уголок (придерживая разумеется и уголок фоторезиста) и поднимаем вертикально из воды. Даем МЕМНОГО стечь . как только ручей прекратился распологаем плату горизонтально (фоторезистом вверх).

4) берем два листа А4 и аккуратно кладем между ними нашу плату после чего суем в пасть ламинатору.
После первого прогона листы А4 меняем на сухие и прогоняем еще два раза . (в инструкции на мой фоторезист было указанно 70 градусов - пробовал прилипает плохо - дорожки потом отлетают).
Ламинатор мой регулировки не имеет и работает как я понимаю постоянно на взлетном.

После этого экспонируем-сдирам лавсан-проявляем (описывать не буду - все как у всех).

Примечание: После ламинатора защитный лавсан отдирается несколько хуже - надо тянуть лавсан не перпендикулярно плате а вдоль нее -тогда все нормально отстает.

Процесс не фотографировал - не было уверенности в успехе. Думаю описал подробно-понятно.

На фото мой фоторезист и ламинатор
Attachments
fotores.jpg
Fellowes-Mars-A4.jpg
Fellowes-Mars-A4.jpg (13.32 KiB) Viewed 9907 times
katok
Пробегал мимо
Posts: 2
Joined: 14 Feb 2011 08:13
Location: Кривой Рог

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by katok »

Спасибо за подробное описание.Но к сожалению ,данный метод для меня недоступен, т.к неимею ламинатор и плёночный фоторезист.У нас в горде попадался только в аэрозольный а про листовой говорят что нет такого.Попробую через интернет магазины.
Iesaul
Частенько бываю
Posts: 26
Joined: 11 Feb 2010 00:39
Location: Украина

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by Iesaul »

katok wrote:неимею ламинатор и плёночный фоторезист
Не все то страшное,что новое. Приобрести фоторезист и у нас оказалось проблемой, поэтому покупал в интернет магазине. Посмотрите здесь http://e-voron.dp.ua/catalog/010219
Ссылку даю не ради рекламы, а потому,что сам долго искал где купить,а тут и цены приемлемые и выбор есть и все оперативненько. Советую Вам вместе с фоторезистом заказать и пленку для принтера (лазерного или струйного,зависит от Вашего принтера) на которой Вы будете распечатывать фотошаблон будущих плат. Хотя лично мне больше понравились шаблоны после струйного принтера, а с лазерным мы так и не подружились.Еще Вам понадобится ультрафиолетовая лампа, удобно использовать лампу с обычным патроном Е27(черная энергосберегающая), например: Delux EBT-01 26Вт, я ее временно вкручиваю в настольную лампу. Реактивы для травления (смывания) фоторезиста можно заказать там-же, а можно воспользоваться обычной домашней химией, которая всегда найдется в любом доме. А вот ламинатор с успехом заменяется утюгом и валиком для прокатки стыков на обоях.
Мой ламинатор
Мой ламинатор
Инструкция приведенная выше, не полная, и на мой взгляд такие рекомендации как в пункте 2(наклеивание фоторезиста на слой воды),не есть правильные,и это может привести к отслоению фоторезиста.
Ну ладно, если у Вас еще не пропал интерес, пишите, и продолжим.
tmp2tmp
Пробегал мимо
Posts: 2
Joined: 06 Sep 2012 08:13
Contact:

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by tmp2tmp »

В общем… первые впечатления от плёночного фоторезиста вполне удовлетворительные…
После “танцев с бубнов”… без особых проблем можно получить плату 0.125/0.125 (зазор/дорожка… а в реальности, из из-за подтравов с боков - получается дорога около 0,1мм)…
а 0.25/0.25 (и выше/больше) – вообще “с закрытыми глазами” те… без проблем…
Этим же фоторезистом “накатывал” и паяльную маску…
В общем вот результат…
Image
(двух-сторонняя 0.125/0.125 и 0.5 проходные… просто свёрл 0,3 не было)
PS: Размеры печатки 1.5x3.2 см… корпус контроллера VFBGA100 [не путать с BGA… так как BGA прилепить проще!!! Из за шага и диаметра пинов]….
Для оценки габаритов…
Image
PS2PS: В общем… платы уже собраны и работают… так что считаю что вряд ли будут лишними рекомендации/советы… которые не описаны пока нигде… по крайней мере в инете нигде не встречал… а без этого получались печатки по качеству соизмеримые с ЛУТ технологией…
В общем… одни затраты и непонимание… а нафик этот плёночный фоторезист нужен… если всё можно сделать проще и быстрее… как то так…
Ну а здесь…
В ближайшее время постараюсь более подробно описать… проблемы и решения связанные с плёночным фоторезистом и дорогами 0,125… (реально... дороги получаются... где то около 0,1мм)
Last edited by hardlock on 06 Sep 2012 09:13, edited 1 time in total.
Reason: Картинки поправил
User avatar
Alex_S
Живу тут
Posts: 156
Joined: 22 Dec 2009 12:11
Location: Одесса-мама
Contact:

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by Alex_S »

Интересная тема, надо будет как-то попробовать ).
tmp2tmp
Пробегал мимо
Posts: 2
Joined: 06 Sep 2012 08:13
Contact:

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by tmp2tmp »

Интересная тема, надо будет как-то попробовать ).
Естественно надо пробовать... причём не только фоторезист... но и нормальную паяльную маску (зелёнку)
И металлизацию проходных отверстий... и многослойку (4 и более слоёв)
Посеребренные/позолоченные контактные площадки (естественно не те что идут под пайку... дорого однако будет)
Люди то делают... следовательно возможно...

В общем... если это возможно в домашних условиях... то почему нет?
Иногда нужна всего пару платок... отсылать на завод дорого и долго...(из за минимального объёма/площади)
а так... и копейки стоит... и качество более/менее... и сроки конечно...
Как то так...
User avatar
Alex_S
Живу тут
Posts: 156
Joined: 22 Dec 2009 12:11
Location: Одесса-мама
Contact:

Re: Страдания по пленочному фоторезисту

Post by Alex_S »

Да в том то и дело. Я когда-то пробовал освоить фоторезист Positiv-20. Абсолютно неуспешно. Полный провал. И воняет (из дома выгоняли). И фиг его нанесешь правильно.
Потом узнал, что можно делать платы в единичном количестве в Херсоне. Это было реально здорово - хоть качество было не лучшее, но платы делали за неделю, и недорого. И я эту тему забыл.
А сейчас Херсон продал оборудование, и стал делать платы в китае. Там уже мин объем на 500грн, что мне не подходит. Другие конторы тоже. А часто надо сделать одно изделие для себя. Вот и присматриваюсь к разным вариантам )
Еще есть вариант - заказывать кому-то, кто технологию уже освоил. Если кто-то готов - оставляйте предложения ;)
Post Reply