24 февраля 2022 года в 5 утра, без объявления войны, россия напала на Украину.

Они пришли "освобождать народ от нацистов и националистов".
С этого момента наша жизнь изменилась на "до" и "после".
Нас освобождают от наших домов, от наших любимых, от наших родителей и от наших детей....
Тут я не буду никого агитировать или переубеждать, разумный человек найдёт всю информацию
в интернете, а для зомби никакие доводы и факты не послужат аргументом.

Я не умею много писать, да и без мата тут сложно что-то написать.
Поэтому выражу все мои чувства одним фото.

«Спасибо дедушка путин за счастливое детство и мое освобождение». ©

Дополню словами уважаемого человека, широко известного в узких кругах:
тут путин не виноват, не он нажал на кнопку сброса,
- виноват пилот, который нажал на кнопку сброса, мог промахнуться. виноваты жена/мать/брат/друг пилота, которые не позвонили ему, и не сказали "нет войне",
- виноват тот, кто отдал приказ, и виноваты его жена/мать/брат/друг,
- виноват тот, кто цеплял бомбу, потому что он мог её обезвредить, "ну бывает, не сработала",
- виноват кладовщик, виноват водитель, который перевозил эту бомбу. виноваты жена...и т.д., потому что не позвонили и не сказали "нет войне, не вези бомбы",
- виноваты все журналисты оркостана, потому что они врут,
- виноваты недограждане, потому что не сказали журналистам "не врите",
- виноваты все... все 160 миллионов,
- а те 2, 3, 5 тысяч, которые вышли, и которых запаковали, это даже не десятая процента, это погрешность... случайно оказавшиеся в мордоре люди. ©

PS: За несколько часов до вторжения был атакован и взломан крупный интернет хостинг в Киеве, где и размещался мой сайт. Только 16 марта отважным админам удалось частично восстановить работу хостинга. Далеко не все сайты выжили, т.к. были повреждены даже бэкапы.
Нет, нет, я не жалуюсь, нет. В цифровом мире нет ничего ценного, материального...


Due to periodic DDoS attacks, the forum may not be available.

Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Здесь только проекты на ATtiny
Post Reply
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

Ivan_Nikolaevich, исходник плавного пуска утерян. Заново писать - некогда.
Ivan_Nikolaevich
Пробегал мимо
Posts: 12
Joined: 30 Mar 2011 10:22
Location: Россия. Москва

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by Ivan_Nikolaevich »

Эк жаль то..... Писать по новой , конечно нет смысла... А если попробовать уменьшить частоту процессора ? Или там иная привязка ?
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

Ivan_Nikolaevich wrote:А если попробовать уменьшить частоту процессора ?
уменьшится частота ШИМ. сейчас чуть ниже 40 кГц. Если не критично, то можно попробовать. Можно поставить фьюз ДИВ8, тогда чатота уменьшится в 8 раз и время увеличится в 8 раз...
Ivan_Nikolaevich
Пробегал мимо
Posts: 12
Joined: 30 Mar 2011 10:22
Location: Россия. Москва

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by Ivan_Nikolaevich »

Попробую... Спасибо.. Очень может быть что и прокатит.. А частоту ШИМа поднять одноременно ни-и-и-и-изЯ? :-) Или я тут почесался рв репе... У вас же в принципе такие же "куски программ" в теме про регулятор оборотов вентилятора.. Или тамм не ШИМ? А просто по датчику напряжение увеличение-уменьшение?
С Уважением Иван Николаевич
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

Ivan_Nikolaevich wrote:Или тамм не ШИМ? А просто по датчику напряжение увеличение-уменьшение?
ШИМ, просто по датчику меняется значение ШИМа...

но не совсем то, что в этой.
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

Ivan_Nikolaevich, перенёс сюда.
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Парни, выручайте, очень нужна прошивка для регулятора оборотов двигателя с измененными значениями для частоты ШИМ и плавной регулировкой оборотов от 0 до 5В, т.е. во всем диапазоне напряжений регулировки. Печатная плата регулятора оборотов изготовлена и адаптирована вместо штатного регулятора печки автомобиля Citroen Xsara Picasso, в котором приказала долго жить микросхема ШИМ. Имеющиеся прошивки в этой ветке в контроллер влил, но мотор попискивает и регулировка начинается не с нуля. К сожалению к работе с программной частью микроконтроллеров пока обращаюсь, как говорится на "Вы", поэтому и стою на форуме с протянутой рукой.
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

С писком разобрался, а вот с регулировкой пока засада. Двигатель начинает стартовать при управляющем напряжении чуть больше 2 вольт. Я так понимаю, что это из-за диапазона регулировки ШИМ. Подправьте, пожалуйста, исходник программы для регулировки ШИМ во всем диапазоне.
valmaks
Пробегал мимо
Posts: 2
Joined: 13 Jun 2011 14:00
Location: Запорожье

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by valmaks »

Здравствуйте.Скажите,что за резистор на первой ноге тиньки? На схеме нет,или это он там от вентилятора остался?
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Подтяжка вывода RES контроллера на + 5 В (достаточно 1 кОм).
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Господа, неужели никто так и не добился плавной регулировки двигателя от 0 до 100% ?

Добавлено спустя 20 часов 25 минут 40 секунд:
Уважаемые товарищи, подскажите, пожалуйста, как правильно реализовать нижеприведенное выражение и куда его вставить в исходнике программы:
"Нужно ADCW сместить на два бита вниз и сделать его char".
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

от 0 до 100% работает :good:

"Нужно ADCW сместить на два бита вниз и сделать его char".

вместо
pwm = 110 + read_adc(2) / 7;


эти строчки
pwm = read_adc(2);
pwm = pwm >> 2 ;
Attachments
DC_motor.rar
поменять на расширение hex
(1 KiB) Downloaded 1325 times
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Большое спасибо за ответ, буду пробовать.
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

Незачто. Сам вчера спаял данный регулятор с tlp250 и двумя irlz34n - пробный запуск и... расстроился, что мотор крутит не от 0... почитал форум, и нашёл рекомендации. Попробовал поменять строчки(в codevizionavr-не силён) и залить хекс- и ура, работает как нужно! Хекс рабочий. :-)

PS как избавились от пищяниия мотора ?

PS hardlock, спасибо за проект, добавьте к себе на страницу эту прошивку с регулировкой от 0 до 100% :-)
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

С пищанием мотора разобрался быстро. По рекомендациям этого форума заменил в исходной программе значения:
TCCR0A=0x83;
TCCR0B=0x01;
Скомпилировал полученный проект в codevizionavr и получил необходимую прошивку. Я тоже в codevizionavr не силён, но с этим разобрался. К стати Ваш архив по какой-то причине не открывается.
Переписывал в исходнике программы как Вы порекомендовали:
pwm = read_adc(2);
pwm = pwm >> 2 ;
Почему-то ни хрена не изменилось, нет регулировки от нуля. На моей схеме двигатель управляется не резистором, а кнопками + и - с блока климатконтроля и управляющее напряжение плавно изменяется при нажатии кнопок от 0 до 5В при этом на дисплее отображается степень регулировки. Эксперименты провожу на столе, вместо блока климатконтроля подаю напряжение с переменного резистора. Двигатель начинает вращаться при управляющем напряжении около 2-х вольт. Соответственно на автомобиле он начнет работать где-то с четвертой риски, отображаемой на дисплее, что очень не удобно. В качестве силовых элементов ставил транзисторы BUZ102. Была мысль о том, что регулятору тяжковато крутить двигатель печки, подкинул маленький моторчик на 12В - такая же ботва.Проект хороший, нет сомнения (минимум элементов при тех же функциях), только довести его под конкретный случай. Вот такая прошивка с частотой ШИМ 37 кГц и с исправленными строками из программы получилась у меня:
Attachments
DC motor.rar
(438 Bytes) Downloaded 820 times
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

Расширение rar у выше выложенного файла нужно поменять на hex(я в подписи написал про это), ну да ладно... :-) приложил все файлы в архиве rar, что кодевижуон настряпал- может поможет(там есть hex).
На счёт писка- я заметил, что пищит в определённые моменты кручения резистора(схема у меня была с первой страницы, на переменном резисторе) и в сущности не придал сильно этому значения, но всё же спасибо(пролистал форум и нашёл сообщение об этом - как раньше не увидел :shock: ), в другой конструкции применю, просто первая уже ушла к другу работать на медогонке :-)


ЗЫ в архиве без изменений частоты :-)

Добавлено спустя 25 минут 58 секунд:
С первого прочтения не понял Вашего сообщения, теперь прочитал внимательней и появились такие мысли:

На счёт "начинает работать с 2х вольт" и "работает с четвёртой риски"- попробуйте поэкспериментировать, добавить строчку ниже тех, что я предложил выше:

pwm = pwm + X ;

Вместо X , методом подстановки/перебора, подберите значение (число от 0 до 255 :-) ), при которых моторчик будет стартовать/крутиться при нижнем, по схеме, положении ползунка переменного резистора.
Это поможет и Ваш моторчик будет начинать крутиться не с четвёртой риски, а с первой :-)
Attachments
firmware.rar
(21.8 KiB) Downloaded 708 times
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

vasilievich wrote:Эксперименты провожу на столе, вместо блока климатконтроля подаю напряжение с переменного резистора. Двигатель начинает вращаться при управляющем напряжении около 2-х вольт.
поэтому у меня в проекте двигатель работаеть от 110 + ADC.
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

hardlock wrote: поэтому у меня в проекте двигатель работаеть от 110 + ADC.
в проекте, что на первой странице начало работы от 43% , что много для многих ситуаций.
Плюс к этому в описании к проекту не указано, что регулятор работать начинает не от 0-я.

Человек, который не разбирается, просил помощи почти месяц, можно было и подсказать
Last edited by kredovit on 27 Jun 2011 15:35, edited 1 time in total.
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

kredovit, я тоже человек и могу быть занят.
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

не исключено :-)
меня выручил проект-спасибо!
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Спасибо огромное за ответы, буду пробовать править программу, не делать же дополнительную примочку к существующей схеме для смещения порога срабатывания.
Обратная связь в этом проекте, конечно, не помешала бы.

Добавлено спустя 16 часов 44 минуты 15 секунд:
Вчера попробовал по Вашему совету ввести переменную X. Действительно диапазон регулировки смещается. Для моего случая она оказалась приемлемой при значении 165. При нижнем по схеме положении движка переменного резистора мотор не вращается, но ШИМ работает, это слышно по чуть слышимому гудению мотора. Вращение начинается при управляющем напряжении 0,7-0,8 В. Из-за того, что ШИМ в "нулевой" (так ее назовем) точке работает, силовые транзисторы в этом режиме чуть-чуть теплые. Конечно, хотелось бы, чтобы в этом режиме генерации не было бы вообще. И еще, при введении в программу данной строки решился вопрос с регулировкой скорости в начале диапазона, а дальше - после вращения ручки резистора (с положения 3/4 и до конца) обороты выходят на максимум, т. е. теперь получается на крайних четырех рисках мотор имеет максимальные обороты. Я, наверное, напрягаю Вас своими вопросами, но если не тяжело посоветуйте, как растянуть предел регулировки, т.е. в моем случае как сделать, чтобы при поступлении управляющего напряжения от 0 до 5 вольт (с дискретностью 0,5 В - десять рисок на дисплее климатконтроля) обороты плавно менялись во всем диапазоне и чтобы весь диапазон можно было смещать в зависимости от типа мотора. Тип мотора (его потребляемый ток) в этом проекте действительно оказывает влияние на нормальную работу устройства в целом. При подключении к схеме маленького моторчика (контроллер прошит прошивкой с введенной переменной Х), - он вращается в "нулевом" положении и скорость его довольно приличная, а подключив штатный мотор от печки - он стоит, т.е. ему не хватает силы для пуска. Вот поэтому я и упоминал обратную связь, по аналогии с проектом для компьютерного кулера из этого форума. Не буду больше грузить Вас вопросами, если получится что-нибудь придумать, - буду рад, если нет,- ну что ж поделаешь. Как ответил hardlock - я тоже человек и могу быть занят, так, что я все прекрасно понимаю, на форуме ни кто ни кому ни чем не обязан. Еще раз огромное спасибо за помощь.
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

То hardlock- без обид, я не хотел грубости- сам бываю в умате от работы и на хобби времени нет :-)

То vasilievich
На счёт обратной связи- может попробовать поставить датчик на трансформаторе тока, как пример AS-402 Talema(на 5 А) или AS-403 Talema(на 10 А), коэффициент трансформации 1:100

пример схемы http://texmake.nm.ru/pic/new_sxem.jpg
и http://texmake.nm.ru/pic/new_sxem2.jpg
На схеме Т3

про них pdf
http://ferrite.com.ua/doc/AS_Series_RUS%20TALEMA.pdf



Про 3/4- можно сделать ступенчатую/дискретную регулировку-
положение 0 - 0% == ШИМ молчит
положение 1 - 25% == ШИМ работает с коэффициентом X= 187
положение 2 - 50% ... 209
положение 3 - 75% ... 231
положение 4 - 100% == ШИМ работает с коэффициентом X= 255
:-)

Конечно, на практике можно выставить/подобрать другие данные.

Ещё добавить кнопку и светодиод и два резистора для программирования этого коэффициента: кнопкой заходить в режим программирования, менять Х ШИМа и программировать в EEPROM в каждом режиме, переходить к другому режиму/положению(см. про светодиод); светодиодом наблюдать за номером режима( положение 0 - один раз моргнул , 1- два раза моргнул, ... , положение 4 - пять раз моргнул).

Что- то вроде такого :-)
vasilievich
Пробегал мимо
Posts: 16
Joined: 09 Jun 2011 16:46
Location: Беларусь

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by vasilievich »

Насчет трансформаторов тока - идея не плохая, вот только для случая с регулятором печки автомобиля Citroen Xsara Picasso эта идея вряд ли подойдет. Дело в том, что изготавливаемый мною регулятор монтируется взамен штатного, печатная плата имеет размеры 20 х 53 мм, на ней смонтирован контроллер, стабилизатор напряжения, вся обвязка и разъем от штатного (неисправного) регулятора. Транзисторы установлены по двум торцам печатной платы. Плата установлена в выфрезерованное углубление в подковообразном радиаторе, на котором с помощью специальных скоб закреплены транзисторы. Подковообразный радиатор вместе с платой и транзисторами крепится к пластиковому корпусу, в который в свою очередь вставляется двигатель с улиткой. А все это хозяйство в сборе вставляется в систему воздуховодов автомобиля с последующим подключением разъема к бортсети автомобиля. Я все это подробно описываю потому, что, как говорится, для творчества очень мало места и исходя из этих соображений и была выбрана именно эта схема.
Дискретная регулировка - хорошая мысль. Только ее необходимо делать:
положение 1 - 0% (ШИМ молчит)
положение 2 - 12,5%
положение 3 - 25%
положение 4 - 37,5%
и так далее.
Такая дискретность необходима для того, чтобы точнее привязать регулировку к реальным оборотам. На индикаторе блока климатконтроля не совсем риски, как я писал ранее. Точнее они выглядят так: изображен вентиляторчик с пятью лопастями, каждая лопасть поделена на две части. При увеличении оборотов происходит последовательная заливка каждой части лопасти другим цветом. Вот так извратились французы. Соответственно имеем пять лопастей, разделенных на две части каждая - итого десять шагов регулировки. Так вот теперь сам вопрос: что и куда в программе вставить, чтобы получился описанный в этом абзаце алгоритм.
User avatar
hardlock
Администратор
Posts: 3979
Joined: 21 Jan 2009 14:48
Location: Minsk - zp.ua
Contact:

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by hardlock »

kredovit wrote:без обид
:drink:
vasilievich wrote:Дискретная регулировка - хорошая мысль. Только ее необходимо делать:положение 1 - 0% (ШИМ молчит)положение 2 - 12,5% положение 3 - 25%положение 4 - 37,5%и так далее.
Только 12,5% будут не 255/100*12,5, а (255-Х)/100*12,5... опять подбирать. Надо бы снять двигло и попробовать на столе, чтобы понять, где начало вращения.
kredovit
Пробегал мимо
Posts: 18
Joined: 24 Jun 2011 21:54
Location: Алматы, Казахстан

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Post by kredovit »

То hardlock
был не прав-извиняюсь,т.к. до меня дошло, что я собрал схему управления мотором на tlp250 + 2 полевика irlz34n(logic mosfet) и она отличается от прямого управления MOSFET :oops:

То vasilievich
Представим модель идеального ШИМ(на основе регулятора hardlock-а), далее миШим, описывающий конкретный случай и предположим, что X(равный 165) будет положением 0, генерация при этом будет отсутствовать => оставшийся диапазон регулировки в нашем распоряжении будет равняется 255 - 165 = 90 . 90 - это наш диапазон для дискретной регулировки, дискретность равна 10 => шаг перестройки равен 90 / 10 = 9. Из вышеописанного выводим, что положение 1 будет равно 174, 2-183, ... , 10-255
Мы подошли к тому, что можем ввести коррекцию в программу и наслаждаться! Но!
Есть один минус- это то, что мы рассчитывали миШим, не учитывая того, что:
1. в положении 0 происходит генерация(это можно избежать, написав условие, при котором контроллер будет отслеживать приближение к положению 0-я и выключать генерацию ШИМ);
2. в диапазоне Х от 201 до 255 (положение от 4 до 10) ощутимого изменения в количестве оборотов вентилятора не наблюдаются(надо скорректировать верхнюю границу Х).

Из п/п 1 и 2 выводим, что нужно скорректировать исходные данные для расчёта миШим.
Меняем шаг перестройки
201-165=44
44/10=4,5 грубо 4 :-)

в итоге получаем значения Х для каждого положения:
0=0
1=165+4=169
2=173
...
9=192 ( если бы округлили шаг перестройки до 5, то Х в положении 9=215 => положения 6,7,8,9,10 получились бы практически с одинаковым вращением :-) )
и 10=255

Вот теперь наш миШим соответствует действительности :-)

Далее считаем дискретность для АЦП:
т.к. OCR0A равен 8 битам(255), то
255/10=25,5 грубо 25 :-)

теперь листинг

после строчки
// Place your code here

вставить
x=0

далее нужно вместо
pwm = pwm + 165 ;
if (pwm > 255) pwm = 255;

записать для всех положений регуляторя значения Х
if (pwm < 5) x= 0; // положение 0
if (pwm = 25) x = 169; //положение 1
if (pwm = 50) x = 173; //положение 2
...
if (pwm = 225) x = 192;//положение 9
if (pwm > 250) x = 255;//положение 10
pwm = x ;




Как-то так :-)

Мысли по листингу:
Выше у приведенного кода есть минус- нужно будет вылавливать желаемое положение, что бы коэффициент Х изменился.
Для решения этого в условии if() подставить сложное булевое условие, при котором оператор if будет выполняться(true).

Примерно так:

if (pwm > 20; pwm < 30) x = 169 ;
от каждой дискретной позиции АЦП(см.выше) в одну и в другую сторону нужно сделать отступы(я взял +-5), чтоб не ловить регулятором какую-либо позицию во время движения-опасно отвлекаться от дороги :) . Но я не уверен правильно ли я написал это самое условие - мои познания в С малы :oops: :oops:



ЗЫ vasilievich, а какие транзисторы стоят?
Last edited by kredovit on 30 Jun 2011 22:26, edited 2 times in total.
Post Reply