Page 13 of 16

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 04 Sep 2017 23:51
by Denis_K
http://www.irf.ru/html/mosfet.html
хотя я не вижу проблемы поставить мост на отдельных транзисторах и при таком напряжении питания можно логические не брать, а добавить пару биполярников и все дела.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Sep 2017 01:08
by rar
Задача состояла в том, чтобы разместить на одной плате 6х8см три отдельных функциональных узла, и я достаточно долго пытался всё это скомпоновать и думаю в итоге всё удалось. Поэтому и желание максимально сжать без ущерба и привело к таким поискам и компромиссам в элементной базе. Но если мне не помогут с программой то будет жалко своего труда, в любом случае плата будет изготовлена и апробирована а после предоставлена для повторения всем желающим.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Sep 2017 10:08
by Denis_K
Только увидел вашу схему...
А как вы в таком включении собираетесь управлять ключами с ШИМ? Мост "улетит на свалку" сразу.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Sep 2017 18:23
by rar
Возможно вы правы схему самого моста я брал из просторов интернета и вероятна ошибка. В таком случае я готов рассмотреть ваш вариант моста и изменить разводку под более правильный вариант. Можно конечно использовать и L298 но габариты и тепло при работе на приличной нагрузке нужно учитывать.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Sep 2017 20:20
by Denis_K
Мост так и остается, а вот управление...
Во первых верхние транзисторы будут как печка, нужен драйвер и "правильный".
Во вторых это совсем другой алгоритм работы, т.е. нужна новая программа. Скорее всего может даже не хватить памяти в тини13... но не уверен, я сам не программист.
Тут либо без реверса, либо без ШИМ. Все вместе ресурсоемкая задача, т.к. нужен синфазный сигнал с двух каналов плюс один на eneble, аппаратно уже не получится...
Подождем что ребята умеющие писать программы скажут.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Sep 2017 21:25
by rar
Но хорошенько подумав я изменил всю концепцию своего варианта, дабы не усложнять в значительной мере устройство-мостом на полевиках. Оставил два транзистора в параллели, вернее на плате можно будет ставить или один или два, чтобы иметь возможность умощнения при необходимости. От реверса я не отказался, но решил использовать реле которое в виду возможных различных размеров вынес за пределы модуля управления, вообще функция реверса используется крайне редко и не продолжительно поэтому счел возможным использовать реле. Теперь новые "требования" к программе что именно хотелось:1 при команде реверс принудительно отключать питание ключа с последующем восстановлением исходных параметров, если регулятор в активном режиме (что бы не рвать движок и перегружать ключ),2 выбор частоты для разных типов моторов (не обязательно, но хотелось бы) с частотой я так и не определился может кто подскажет? А может возможно и плавная установка именно частоты скажем на 50% мощности, что бы лучше выбрать режим при котором мотор не "поёт" и ключ в оптимальном режиме.
Нарисовал полную схему для своего станочка в ней все узлы которые полностью перекрывают мои потребности, думаю многим будет интересна. На первый взгляд слишком сложная, но это не совсем так в качестве сенсорных кнопок я использую готовые модули китайского производства просто в схеме отобразил полностью. Применяю отдельный блок питания на три напряжения это только из за 30в-го мотора у кого нет такой необходимости можно использовать КРЕН на 5в и далее запитать всё от 12вольт. Модуль питания KIS-3R33S для лазера решил применить просто потому, что когда то приобрёл несколько штук, изучив документацию и положительные отзывы сделал свой выбор в его пользу, даже есть схема со стабилизатором тока светодиода, если кому нужно и этот вариант вылажу.
После испытания в железе внёс несколько изменений в основном это относится к защитным диодам в силовом ключе мотора и реле реверса после этих изменений силовой транзистор практически холодный. И изобразил как вариант дополнения если не использовать сенсорные модули, а просто кнопки с фиксацией. А так же если не использовать контроллер для отработки реверса(автоматического останова) то можно ещё значительно упростить схему.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 14 Sep 2017 23:35
by rar
Всем привет, да бы усилить интерес к схеме и привлечь специалистов решил выставить печатную плату для ознакомления ( сейчас плата на стадии изготовления) поэтому без проверки в работе! У меня 4 варианта, основа одна- отличие только в ключевых транзисторах и управлении режима работы модуля KIS-3R33 (стабилизация по напряжению или по току) Разводку делал "под себя" в соответствующий корпус, разводку проверял многократно, но пока не собрал в железе считаю просто эскизом, который даёт наиболее полное представление об устройстве. Плату можно условно разделить на две части верхняя это регулятор с форума но несколько изменённый под дополнительные функции и нуждается в программной доработке с чем и прошу помочь, а вторая (нижняя часть платы) освещение схема взята с другого сайта (тоже несколько изменена в управлении силовой частью) с ней проблем нет и все проверенно в работе. Так, что жду частников форума к участии в реализации задуманного.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 15 Sep 2017 13:06
by propell_ant
rar, немножко беспокоит выбранный вами тип кнопок на пуск и реверс. Емкостной сенсор сработает даже от легкого прикосновения ладошкой. Тут привычнее видеть тумблер, чтоб либо в одну сторону, либо в другую крутилось, и чтоб невозможно было в принципе дать команду и на пуск и на реверс.

Вообще - зачем микроконтроллеру обрабатывать команду реверса? Реле может напрямую от кнопки получить сигнал (как на нижней части схемы, где лазер)

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 15 Sep 2017 18:22
by rar
Всем привет. Теперь всё по порядку почему сенсорные кнопки- хотелось максимально уйти от механических контактов, к тому же применяю готовые модули которые при включении само калибруются и работают очень точно (случайно взмахом руки или пальца не включить) плюс ко всему легко выбирается режимы или кнопка или переключатель.
И второе зачем процессору отрабатывать реверс да просто возможна ситуация при которой включат реверс во время работы скажем при 3000 об.мин. будет серьёзная нагрузка на мотор и естественно ключи! Гораздо проще, что бы процессор контролировал этот вариант и самостоятельно останавливал работу на время переключения режима и если команда работы не была остановлена пользователем то работа продолжалась с заданными параметрами, но уже в другом направлении. Думаю это правильно и логично. Плату мне изготовили буду пробовать и для начала в простом варианте (без реверса) после напишу об успехах или неудачах вообщем как пойдёт. Может за это время кто нибудь поможет с программой.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 15 Sep 2017 21:36
by propell_ant
rar, чёт мне кажется, что весь ваш алгоритм работы можно описать одним предложением - к прошивке с плавным стартом добавить задержку повторного включения. А кнопка реверса (помимо своей основной функции) должна кратковременно разрывать цепь кнопки пуск. Тогда при смене направления вращения будет срабатывать задержка, двигатель сам остановится и после истечения времени задержки плавно стартует в обратную сторону.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 15 Sep 2017 21:59
by rar
Всё верно, весьма точное определение. Но есть ещё один нюанс кнопка выбора частоты ШИМа в схеме управления светом эта функция присутствует хотя там её необходимость сомнительна, но автор видимо делал ставку на универсальность не только свет но и мотор можно регулировать причём независимо два канала. И наверно было бы не плохо такого режима и в нашем случае. Я сталкивался когда изменением частоты значительно улучшались параметры работы и мотора и ключей.

Чуть погодя и ещё раз перечитав ваше определение получается не совсем точно, а именно процессор формирует останов при включении команды реверс только при условии работы мотора в данный момент времени, а если режим работа не активен то при нажатии реверс происходит только переключение контактов реле, а режим работа включается как в обычном состоянии либо педалью(кратковременный, пока педаль нажата) либо продолжительный пока включен триггер на сенсоре. Если проще сказать вход по команде реверс активен только в режиме работы мотора.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 25 Sep 2017 23:42
by rar
Всем привет я почти полностью собрал контроллер сверлильного станка, вот только осталась не закрытой прошивка процессора самого регулятора мотора. Вообще тишина от участников форума кажется странной, неужели не интересная доработка? Основное направление при создании было - универсальность и повторяемость, причём при желании можно на плате собирать только те модули в которых у вас есть необходимость и тем самым значительно упростить контроллер сверлильного станка. Вновь приглашаю всех знающих людей к реализации этого "девайса", а то ощущения, что я веду беседу сам с собой. Кто поможет тому подарю печатную плату, конечно если вы живёте на Украине это будет сделать намного проще.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 27 Sep 2017 22:52
by rar
Всем привет. Устройство собрано на плате и прошло предварительные испытания результатом я полностью доволен, правда пришлось внести некоторые изменения в схеме в основном они коснулись защитных диодов ключей, и нескольких номиналов резисторов. Прошивку разумеется использовал стандартную с плавным запуском и соответственно не распаивал два вывода процессора которые планировал для изменённой прошивки. Всё отобразил в уже выставленной ранее схеме (внёс корректировки) кому интересно посмотрите, в печатке соответственно внёс поправки её правда ещё не выложил. Продолжаю просить помощи с программой контроллера для полной реализации задуманного, и думаю это актуально не только для меня.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 03 Oct 2017 22:17
by rar
Всем привет. К сожалению не могу закончить управление из за отсутствия доработанной прошивки. Не очень хочется собирать, а случае успеха с прошивкой разбирать и снова собирать устройство. Поэтому прошу помощи с прошивкой непосредственно у автора это наиболее разумное решение. Уважаемый hardlock я знаю, что вы практически не располагаете свободным временем прошу вас найти возможность помочь с прошивкой, готов ждать зная, что этим вопросом занимаются. Ведь прошивку с доработками можно использовать не только в сверлильном станке, а скажем например и в детском электромобиле.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 04 Oct 2017 11:11
by propell_ant
rar, вы же вроде говорили, что реверс делать - не принципиально? А без реверса и стандартная прошивка должна подойти. Или я чего-то не уловил?

А вообще-то, пора вам изложить ТЗ, а то вы очень сбивчиво объясняли в разных постах, что же вам нужно

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 04 Oct 2017 13:58
by hardlock
rar wrote:прошу помощи с прошивкой непосредственно у автора это наиболее разумное решение.
автор, т.е. я, 99% времени в интернете с телефона. Ну вобще никак не получится. А пасс...

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 04 Oct 2017 20:37
by rar
Всем привет. Я внимательно пересмотрел все,что писал и ни где не нашёл в текстах, что реверс для меня не принципиален, напротив все мои изменения в схеме сводились к наличию этого режима, проблема возникла в схемотехнике на уровне Н моста вот и применил реле.
Попробую изложить наиболее правильно и понятно, что мне нужно:
  1. базовый функционал - как в регуляторе Хардлока, потенциометр задает частоту вращения двигателя, кнопка (и педаль) включает и выключает работу двигателя на заданных оборотах. Нас интересует вариант с плавным стартом.[добавлено propell-ant]
  2. при условии, что мотор находясь в режиме работа (идет вращение) мы включаем реверс, тогда на вывод 7 МК поступает логическая 1 (команда включения реверса) и микроконтроллер:
    1. автоматически останавливает двигатель (проще сказать снимает сигнал управления с транзистора ключа),
    2. после чего включает его если остаётся включен режим работа или нажата педаль.
      Таким образом реализуем защиту мотора и ключа от перегрузки.
  3. Вывод 6 МК:
    1. по умолчанию логическая 1,
    2. при нажатии кнопки S2 переключаем задающую частоту ШИМ генератора для оптимизации работы на различных моторах ( такая функция реализована в МК который в схеме я использую для подсветки.
      Cсылка на схему с файлами http://radioaktiv.ru/shems/digital/home ... ny-13.html), возможно там есть и данные, какие именно частоты оптимальны в прошивке.
    3. Если было бы возможно - выбор частоты реализовать не ступенчато (как в статье по ссылке) а плавно от минимального до максимального значения (по кругу) при работающем моторе с запоминанием выбранного после останова. Так можно более точно выбрать оптимальный режим под конкретный двигатель.
Но я далёк от программирования поэтому не знаю какой из последних пунктов позволит реализовать сам контроллер ATtiny13. Вот и все пожелания или ТЗ.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Oct 2017 12:19
by propell_ant
rar, я тут отредактировал немножко ваше описание...
Получается, что пункты относительно назависимы друг от друга, их можно было бы добавлять в прошивку постепенно. Что для вас важнее в первую очередь? Реверс наверно?

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 05 Oct 2017 20:35
by rar
Всем привет. Спасибо,что более правильно отредактировали описание. Вы правы реверс в первую очередь.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 06 Oct 2017 15:24
by propell_ant
hardlock, а, случайно, не нашлись ли исходники на прошивку с плавным стартом? На первой странице вроде только обычный старт...
rar, такой вопрос - кнопка пуск нажата. Если включить реверс, и быстро его отключить (пока мотор еще по инерции вращается) - как должна реагировать прошивка?

Добавлено спустя 32 минуты 52 секунды:
rar, двигатель на холостом ходу сразу не остановится, он крутится и выдает ЭДС. Подавать реверсное напряжение сразу - немного боязно. Нужно сначала дождаться полной остановки. Датчиков никаких не предусмотрено, и придется предусмотреть задержку.
Величина задержки зависит от размеров двигателя - вам какая задержка понадобится?

Есть еще один интересный подход - дождаться, пока перестанет течь ток в цепи ротора. Самодельный датчик выглядит примерно так:
http://kazus.ru/forums/showthread.php?t=107255&page=6#
датчик тока на герконе
датчик тока на герконе

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 06 Oct 2017 20:05
by rar
Всем привет. propell_ant я уже думал над этим вопросом, секунд 15-20 полагаю будет достаточно, да и потом старт ведь с плавным пуском, это должно снизить токовую нагрузку. Датчик применить конечно можно, но дефицит выводов ATtiny не позволит это сделать в полной мере, кроме того когда мотор обесточен потребления тока нет вообще. В сверлилке на ДПМ-30 я использовал микропереключатель с одной группой контактов по схеме на рисунке, при таком включении после отпускания кнопки мотор
останавливается практически мгновенно, есть только нюанс чем мощнее мотор тем сильнее рывок при остановке. На маленьких моторчиках такого явного эффекта нет, а удобство пользования просто впечатляет увеличивая скорость позиционирования и процесса сверления в целом.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 07 Oct 2017 13:30
by propell_ant
rar, повторю вопрос про быстрое повторное нажатие реверса - что делать, когда во время задержки успели повторно нажать кнопку реверса? Реверс у вас в режиме toggle, повторное нажатие отменяет реверс и после остановки вращение будет в прямом направлении. Просто в таком случае особой нужды ждать 20 секунд нет, можно сразу, не дожидаясь полной остановки, плавно разгонять двигатель.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 07 Oct 2017 14:25
by rar
Всем привет.propell_ant ну так ваше виденье верно, просто я не предполагал быстрого повторного нажатия. Но такое возможно и вы правильно заметили. Вообще я стараюсь прислушиваться к толковым советам от всех участников, так выйдет максимально хорошие устройство.

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 07 Oct 2017 14:41
by Denis_K
ЭДС при наличии диода сводится на нет... а при плавном пуске достаточно программной задержки на переключение в 0,5-1сек(У меня на работе двигатели 75кВт переключаются тиристорами 500А через выдержку 0,1с(!)). В смене частоты не вижу смысла вообще, но в этой прошивке явно она завышена... я когда себе переделывал, то максимально уменьшал, т.е. если не изменяет память у меня 800Гц получилось. При более высокой частоте будет больший нагрев двигателя и меньший крутящий момент на валу. На крайний случай можно в исходнике поменять буквально одну строку и изменить настройки таймера... можно фьюзы выставить на меньшую частоту генератора...
Для управления достаточно 3 вывода тиньки

Re: Регулятор оборотов двигателя постоянного тока.

Posted: 07 Oct 2017 18:00
by rar
По поводу частоты могу поспорить, если схему "затачивать" под конкретный двигатель то конечно гибкость не нужна, но речь идёт об универсальности, а моя практика показывает, что сколько моторов столько и отличий в работе особенно среди маломощных.